Разборка узлов дизеля
Разборка узлов дизеля, ввиду меньшей трудоемкости работ, чаще производится тупиковым способом на специализированных постах. При большой производственной программе для разборки блоков оборудуют отдельные поточные линии из двух-трех постов. Такие посты могут быть организованы и для топливного насоса.
Разборка блока. Снятый с дизеля блок разбирают в следующей последовательности. Снимают впускной и выпускной трубопроводы, головку и выпрессовывают гильзы. Затем приступают к разборке головки блока. Для выполнения этих работ устанавливают специализированные посты, оборудованные разборочным стендом, кантователем, специальным прессом и станком для разборки головок блока.
Головка блока. Головку блока разбирают в следующей последовательности. Сначала снимают крышки подшипников, а затем распределительные валы вместе с шестернями. Кронштейны подшипников обычно не снимают. Техническими условиями предусматривается снятие этих деталей только при наличии трещин. Для разборки головок блоков применяется специальный станок (рис. 10, а), значительно облегчающий труд разборщика и повышающий его производительность. На этом станке выполняют следующие oпepaции: отвертывание гаек крышек подшипников распределительных валов, вывертывание тарелок клапанов, отвертывание гаек крепления форсунок и выпрессовку форсунок из гнезд.
Коленчатый вал с шатунами. Разборка коленчатого вала включает снятие шатунов, заглушек отверстий шеек вала, маслоотражательного кольца и шарикоподшипника. Операцию выполняют на специальной подвижной подставке для коленчатого вала — пирамиде. Удалив шплинты, сначала отвертывают гайки двух средних шпилек главного шатуна, затем — крайние по диагонали. Гайки не обезличивают от шпилек, а поэтому их раскладывают в соответствующем порядке.
Далее с коленчатого вала снимают шатун с крышкой, вынимают из них вкладыши, и затем детали вновь собирают и закрепляют гайками. Когда все шатуны будут сняты, расшплинтовывают и отвертывают гайки стяжных болтов заглушек всех шатунных и коренных шеек вала, удаляют заглушки, а также разбирают уплотнение в переднем конце коленчатого вала. Промежуточный люнет шпильки выбивают выколоткой.
Маслоотражательное кольцо и обжимную втулку снимают специальными винтовыми съемниками. После этого с переднего конца коленчатого вала снимают полукольца, шариковый сепаратор и кольца упорного подшипника, а также коническую шестерню и шайбу с хвостовика вала.
Для разборки главного и прицепного шатунов вывертывают заглушку из торца пальца прицепного шатуна. Палец выпрессовывают с помощью специального гидравлического пресса, который по конструкции аналогичен прессу для выпрессовки гильз. Ручной рычаг управления в нем заменен педалью. Клапанное устройство размещено в отдельном распределителе, который установлен под столом пресса. Наибольшее усилие пресса при диаметре плунжера 60 мм составляет 7 т.
Топливный насос. При разборке топливного насоса узлы снимают в следующей последовательности: 1) упор рейки; 2) крышка корпуса насоса, нижние тарелки пружин плунжеров; 3) стопорные планки нажимных штуцеров, стопоры гильз и подшипников кулачкового вала; 4) нажимные штуцеры, пружины нагнетательных клапанов и седла с клапанами; 5) плунжерные пары и толкатели; 6) крышка корпуса регулятора; 7) пружины регулятора, рейка насоса, втулка регулятора с подшипником и упорным диском, шары, рычаг; 8) гайка кулачкового вала, крестовина, тарелка регулятора; 9) корпус регулятора; 10) муфта привода насоса; 11) букса; 12) стопорный винт и рейка с тягой; 13) пробки днища корпуса насоса; 14) кулачковый вал с подшипниками.
Масляный насос разбирают с помощью специального приспособления (рис. 12). Насос устанавливают центрирующим поиском крышки в отверстие разрезного хомута 1. Цилиндрический валик 3 хомута закреплен в стойке 2 винтовым зажимом. При повороте рукоятки 4 дуговые срезы втулок 5 зажимают хвостовик в любом нужном угловом положении. Закрепив насос в приспособлении, вывертывают редукционный клапан, отвертывают ганки болтов и снимают нижнюю крышку насоса. Затем удаляют ведомую шестерню нагнетательной ступени.
После разборки детали дизеля направляют на участки мойки и очистки.