Сборка деталей верхнего картера

Верхний картер, а также детали и узлы, которые устанавливают на нем, промывают и обдувают сжатым воздухом.

Перед сборкой деталей верхнего картера их промывают раствор такого состава: мыло хозяйственное 3 г/л, кальцинированная сода 2 г/л и жидкое стекло 2 г/л. Температура раствора t =65÷90°С. Особенно тщательно очищают масляные каналы. Как было отмечено выше, в вертикальной передаче дизеля установлены конические шестерни.

При сборке передач с коническими шестернями нужно выполнить следующие требования:

  1. выдержать установленные боковые зазоры;
  2. получить правильное прилегание поверхностей зубьев.

В зависимости от окружной скорости шестерен конические передачи подразделяют на классы. Передачи дизелей B2-300 и Д6 относят к классу передач со средними скоростями. Величина бокового зазора для таких передач равна 0,1—0,4 мм. Для того чтобы измерить зазор в зацеплении, ножку индикатора упирают в боковую поверхность утолщенной части зуба примерно на начальной окружности и, покачивая шестерню, наблюдают за отклонением стрелки прибора.  Вторую шестерню при этом стопорят.

Прилегание поверхностей зубьев проверяют по отпечатку краски, которую тонким слоем наносит на поверхность ведущей шестерни. При этом поворачивают ведущую шестерню и нагружают ведомую.

Отпечаток должен располагаться в средней части зуба, ближе к его тонкому концу. При таком расположении отпечатка зубья лучше прирабатываются. Длина отпечатка должна составлять 60—75% длины зуба, а ширина 40% его высоты.

Регулировку зацепления конических шестерен производят смещением их вдоль осей.

 

Осевое смещение шестерни можно рассматривать как состоящее из перемещения вдоль общей образующей иx начальных конусов и из перемещения в перпендикулярном направлении (рис. 182). При смещении шестерни большего диаметра по оси на величину А продольная составляющая В будет мала, а перпендикулярная к ней С — велика.

Зубья заметно выведены из зацепления и длина отпечатка будет короче (l1 вместо l2, так как на расстоянии h от утолщенного конца зуба величина зазора превысит толщину слоя краски). Поэтому для изменения величины зазора в зацеплении смещают шестерню большего диаметра.

Рис. 182. Изменение бокового зазора вдоль зуба и длины отпечатка при регулировке конической передачи.

Если отодвинуть шестерню малого диаметра, то больше увеличивается продольная составляющая В и незначительно изменяется перпендикулярная составляющая С.

Следовательно, при смещении этой шестерни изменяется характер зацепления, а отпечаток краски смещается больше по высоте зуба. Характер зацепления влияет на шумность работы породачи. Шум в работе конических шестерен в основном вызывается ударами зубьев при зацеплении участков шестерен с неодинаковым шагом.

Предварительную сборку мелких узлов передачи производят на отдельном рабочем месте вне картера. Окончательную регулировку выполняют при установке передачи на картер.

При сборке вертикального вала (рис. 183, а) необходимо выдержать зазор 0,04—0,15 мм между его верхней шейкой и отверстиями подшипника.

 

Зазор нижней шейки равен 0,05—0,13 мм. После сборки узла вертикальный валик в течение 1 мин. прокачивают при давлении 3 кг/см2 смесью следующего состава: 50% газойля ДЛ и 50% масла МС-20 или MK-22. После сборки узла вертикальной вал должен иметь осевой зазор в пределах 0,3—0,4 мм. Необходимый осевой зазор обеспечивается подбором установочных колец.

При сборке наклонного вала с нижней шестерней (рис. 183, б) обеспечивают плавное перемещение шестерни по шлицам. Процесс сборки наклонной передачи (рис. 183, в) к приводу генератора начинают с подбора шестерни по диаметральному зазору в подшипниках, который должен быть в пределах 0,04—0,15 см. Затем каналы подшипника прокачивают (промывают) смесью масла МС-20 с газойлем и производят окончательную сборку узла. Шестерни на шлицы вала устанавливают с некоторым зазором. Валик должен легко перемещаться в шлицах шестерен. После сборки узла шестерни должны вращаться плавно.

Рис. 183. Узел передач:а — вертикальный вал с сборе; б — наклонный вал в сборе; в — наклонная передача привода генератора в сборе; г — передача в сборе

 

Привод топливного насоса (рис. 184,а) включает корпус с подшипниками и вал. Вал привода топливного насоса должен плавно вращаться во втулке (зазор 0,04—0,15 мм). Вторая шейка вала должна входить в отверстие корпуса с зазором 0,15—0,30 мм. Перед установкой вала в корпус привода вставляют сальник и плоскость фланца корпуса притирают пастой с абразивом зернистостью 250—270. При проверке на краску должно прилегать не менее 70% площади.

Привод генератора (рис. 184, б) состоит из корпуса крышки, вала и регулировочного кольца. Вал подбирают по отверстиям корпуса и крышки с зазором 0,04—0,15 мм. Зазор между шейкой вала и отверстием корпуса около сальника допускается 0,2— 0,4 мм.

Рис. 184. Узлы приводов: а — топливного насоса; б — генератора.

Верхний картер дизеля наиболее удобно собирать на поворотном консольном стенде.

После установки деталей на стенд проверяют качество промывки. Если необходимо, деталь протирают концами, смоченными в керосине. После установки картера на стенд приступают к подбору подшипников (см. рис. 183, г). Подшипник вертикального вала должен входить в отверстие корпуса с зазором 0,00—0,08 мм. Пpи ремонте используют детали производственного (диаметром 77,95 мм) и двух ремонтных размеров.

Корпус наклонного вала привода генератора в отверстии гнезда картера центрируется по верхнему поясу. Для этой поверхности, кроме производственного размера, также установлены два ремонтных размера. Затем снимают крышки всех коренных подшипников, промывают их замки и вновь устанавливают на место. Одновременно в подшипник первой и второй опоры укладывают приспособление (ложный вал) для подбора передач (рис. 185).

Это приспособление состоит из вала 1 и двух втулок. Втулка 5 сидит на валу, а втулка 8 — на ступице втулки 5. Наружные поверхности втулок имеют три ступени диаметром 105-0,015, 107-0,015 и 109-0,015 мм под различные размеры постелей коренных подшипников. При изготовлении втулок необходимо выдержать строгую концентричность (до 0,01 мм) их внутренних и наружных поверхностей.

 

На рис. 185 показано положение втулок в постелях диаметром 109 мм. Если подшипники имеют диаметр 105 или 107 мм, втулки сдвигают. Для этого на валу 1 для винта 6 в передней втулке выполнены три кольцевые выточки, которые сообщаются между собой продольной канавкой. На наружной поверхности этой втулки также профрезерован паз для винта 7 наружной втулки 8.

На выступающем конце вала имеется наружный штифт 4, посредством которого приводится во вращение устанавливаемая шестерня коленчатого вала. В торцовом отверстии вала расположены два упорных штифта 3, необходимые для вращения его специальным ключом 2. Последний вставляют с торца и поворачивают до упора секторных вырезов его головки.

Рис. 185. Приспособление для подбора передач.

Для общей сборки верхнего картера подбирают шестерню коленчатого вала так, чтобы люфт шестерни на шлицах хвостовика, изморенный по начальной окружности наибольшего модуля зубьев диаметром 101 мм, был в пределах 0,25—0,4 мм.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru