Главная / Сборка дизелей / Сборка верхнего картера

Сборка верхнего картера

В узел верхнего картера входит механизм передачи вращения от коленчатого вала к агрегатам дизеля и к валам привода распределительных валов. Этот сложный механизм состоит из:

  1. верхнего вертикального вала с тремя коническими шестернями; нижняя шестерня приводится в движение от шестерни коленчатого вала, а верхняя является ведущей для привода топливного насоса;
  2. шестерни наклонных валов, которые входят в зацепление с коническими зубьями в средней части вертикального вала;
  3. наклонного вала привода к генератору, вал получает вращение от шестерни коленчатого вала;
  4. привода топливного насоса и привода распределителя воздушного пуска;
  5. привода генератора.

Кроме того, при сборке верхнего картера и передач производят подбор конической шестерни привода нижнего вертикального вала.

Основной особенностью передачи дизеля Д6 является наличие только одного вертикально расположенного вала привода к распределительным валам.

Сборка и регулировка узла вертикальной передачи дизелей B2-300 и Д6 является весьма ответственной операцией. Для того чтобы обеспечить высокое качество сборки, применяют ряд приспособлений.

Большое внимание надо уделять регулировке и контролю зазоров зубчатых зацеплений.

Верхний картер, а также детали и узлы, которые устанавливают на нем, промывают и обдувают сжатым воздухом.

Собранные узлы устанавливают на картер в следующем порядке. Сначала, пользуясь надставкой и молотком, в отверстие корпуса запрессовывают подшипник вертикального вала (см. рис. 183, г). Поверхность этой детали смазывают маслом. Затем снизу вставляют вертикальный вал. Наружное кольцо шарикоподшипника вала входит во втулку гнезда картера с небольшим зазором, поэтому кольцо поворачивается, и шарики не заклиниваются при нагреве. Кроме того, уменьшается износ деталей. На хвостовик ложного вала надевают шестерню, ранее подобранную по шлицам коленчатого вала дизеля, и, совместив дополнительные конуса шестерен, проверяют зазоры между зубьями (на рис. 183, г эти детали не видны). Необходимый зазор (0,2—0,3 мм) в этом сопряжении выдерживают, подбирая толщину установочного кольца на валу и толщину упорной шайбы шестерни коленчатого вала. Разность зазоров между зубьями шестерен при измерении в трех точках допускается не более 0,1 мм.

После запрессовки в гнездо картера подшипника наклонного вала привода генератора проверяют боковой зазор между зубьями шестерен привода. Этот зазор равен 0,3—0,5 мм, допустимая разномерность 0,15 мм. Зазор регулируют путем смены установочного кольца конической шестерни вала.

После установки подшипника нижней шестерни наклонного вала индикаторным приспособлением проверяют величину бокового зазора, равную 0,1—0,4 мм. Если зазор пе выдержан, выпрессовывают подшипник и заменяют регулировочную прокладку.

После сборки наклонных валов устанавливают корпус привода топливного насоса. Величину бокового зазора (0,1—0,4 мм) между зубьями конических шестерен регулируют подбором толщины прокатки.

При установке горизонтального привода генератора зазор в зацеплении конических шестерен должен быть 0,1—0,4 мм. Величины зазора определяют индикаторным приспособлением.

Чтобы проверить точность сборки вертикальной и наклонной передач, шестерню коленчатого вала вращают специальным ключом 2 (см. рис. 185), при этом все детали передачи должны вращаться плавно (не допускаются местные торможения).

Для удобства подбора шестерен нижнего вертикального вала и коленчатого вала перевертывают верхний картер плоскостью разъема вверх. Затем в соответствующий по номеру нижний картер устанавливают предварительно подобранный нижний вертикальный вал и его шестерню. Нижний картер устанавливают на верхний по четырем установочным болтам и закрепляют на 10 шпильках гайками. Далее проверяют зазор (0,2—0,3 мм) между зубьями спаренных шестерен. Зазор регулируют путем замены установочного кольца шестерни.

Закончив регулировку, снимают нижний картер и крышки подшипников первой и второй опор и вынимают приспособление — ложный вал. Нижний вертикальный вал, шестерню и установочное кольцо передают на участок сборки нижних картеров.

По окончании подбора передач все узлы снимают с картера, разбирают и тщательно промывают. Промытые детали обдувают сжатым воздухом.

Окончательно сборку узлов передачи производят в следующей последовательности: подшипник с вертикальным валом, привод топливного насоса, подшипники наклонных валов и привод генератора. В процессе окончательной сборки верхнего картера особое внимание уделяют обеспечению соосности валов и приводов генератора и топливного насоса осям симметрии установочных поверхностей агрегатов.

При окончательной сборке узлов передач шплинтуют все гайки. В выточки корпусов привода генератора и привода топливного насоса вставляют пропитанные в масле войлочные уплотнительные кольца. Для этого используют специальную оправку. Прокладки корпусных деталей смазывают лаком «Герметик». Посадочные поверхности запрессовываемых деталей смазывают маслом.

 

Для проверки соосности привода и установочных поверхностей картера под генератор применяют приспособление, показанное на рис. 186. Оно состоит из вала 2, двух дисков 3, распорной втулки 4, стяжной гайки 1 и муфты 5. Диски приспособления укладывают на лапы картера для крепления геператора. Диаметр дисков равен диаметру опорных поверхностей генератора. Прилегание приспособления к поверхности лап проверяют по краске. Для контроля соосности деталей надвигают муфту приспособления на вал привода генератора. Если детали собраны правильно, муфта свободно перемещается на валу без упора в его торец.

Рис. 186. Приспособление для проверки соосности привода и установочных поверхностей под генератор.

Соосность привода топливного насоса и установочных поверхностей кронштейнов под топливный насос проверяют с помощью аналогичного приспособления (рис. 187). На трубе 3 приварены и совместно обработаны три диска. Они имеют тот же радиус, что и опорные поверхности насоса. В среднем диске расположена кольцевая канавка под скобу кронштейна насоса, по которой определяют положение приспособления по длине картера. На хвостовике 2 сидит муфта 1, которую при проверке соосности деталей сдвигают на вал привода топливного насоса. Если соосность деталей нарушена, производят подшабровку установочных поверхностей генератора или топливного насоса.

Процесс сборки верхнего картера дизели завершают установкой фланца люка и сапуна. Предварительно на фланцы картера укладывают пропитанные лаком прокладки. Затем подбирают и нумеруют гайки силовых шпилек. Гайки должны навертываться от руки с легким усилием.

 

Рис. 187. Приспособление для проверки соосности привода и установочных поверхностей крошнтейна топливного насоса.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru