Главная / Сборка дизелей / Регулировка газораспределения

Регулировка газораспределения

Регулировка газораспределения является одной из наиболее важных операций сборки дизеля. В процессе этой регулировки необходимо обеспечить правильное чередование углов открытия и закрытия клапанов в соответствии с диаграммой фаз газораспределения.

 

Коленчатый вал дизеля устанавливают так, чтобы его первый и шестой кривошипы заняли верхнее положение (рис. 227, в). Одновременно проверяют соответствие расположения кулачков распределительных валов левого и правого блоков требованиям технических условий (рис. 227, а, б).

Затем уточняют в. м. т. поршня первого цилиндра. На шпильки верхнего картера укрепляют стрелку-указатель, а на шлицы переднего конца коленчатого вала — градуированный диск (рис. 228).

Рис. 228.  Градуированный диск для регулировки газораспределения.

 

На наружной поверхности диска нанесены риски, соответствующие 1° поворота вала. Против клеима «360°» выбита надпись: BMT1-6Л (верхняя мертвая точка первого и шестого левых цилиндров). Деление диска с клеймом «360°» нанесено на радиусе, проходящем через середину широкой впадины шлицевой втулки диска. Диск располагают на переднем конце вала так, чтобы эта впадина была против шлица, лежащего в плоскости первого и шестого кривошипов. После установки дисков на передний конец вала снимают форсунку первого левого цилиндра. В ее гнездо вставляют прибор для определения в. м. т. (рис. 229). Основной деталью прибора является корпус 10. В отверстии корпуса свободно перемещается стержень 9.

На нижнем конце стержня закреплен наконечник 11, который упирается в днище поршня. В прорези корпуса при помощи двух стяжных винтов закреплен кронштейн 1 со шкалой 2; на оси 7 кронштейна укреплена стрелка 3. Короткий конец стрелки проходит в зазор (6+0,08 мм) между стержнем и упором головки. Упор поджимается пружиной 5.

Рис. 229. Прибор  для определения в. м. т.: 1 — кронштейн; 2 — шкала; 3 — стрелка; 4 — пробка; 5 — пружина; 6 — штифт; 7 — ось; 8 — головка стержня; 9 — стержень; 10 — корпус; 11 — наконечник..

В. м. т. находят следующим образом. Коленчатый вал повертывают (в направлении рабочего вращения) до момента начала     движения стрелки. Замечают соответствующее этому положению стрелки деление шкалы прибора, а также деление диска. По мере подъема поршня стрелка прибора будет опускаться, а после в. м. т. поршня вновь подниматься.

В тот момент, когда стрелка прибора опять совместится с замеченным ранее делением, определяют угол, на который повернулся коленчатый вал. Результат отсчета делят пополам и находят деление, соответствующее середине совершенного поворота вала. Проворачивая коленчатый вал, совмещают найденное деление со стрелкой, укрепленной на картере.

Такое положение коленчатого вала соответствует в. м. т. первого левого цилиндра. Если при этом положении коленчатого вала стрелка на картере не совпадает с меткой BMT-1JI, нанесенной на диске, то стрелку перемещают до совпадения с этой меткой.

В целях контроля производят повторное определение в. м. т. и лишь при совпадении результатов приступают к дальнейшей регулировке газораспределения.

Сначала проверяют зазоры между затылками всех кулачков и тарелками клапанов. Эти зазоры должпы быть в пределах 2,24— 2,44 м.м.

 

Затем приступают к регулировке углов открытия и закрытия клапанов согласно диаграмме фаз газораспределения (рис. 230).

Впускные клапаны должны открываться в конце хода выпуска зa 20° до в. м. т. поршня соответствующего цилиндра. Закрываются эти клапаны в начале хода сжатия через 48° после н. м. т.

Выпускной клапан должен открываться в конце рабочего хода за  48° до н. м. т., а  закрываться — в начале хода впуска через 20° после в. м. т.

Далее проверяют угол открытия впускного клапана первого левого цилиндра. Коленчатый вал дизеля повертывают против хода вращения при работе на угол примерно 40° от в. м.т. этого цилиндра.

Рис. 230. Диаграмма фаз газораспределения и порядок работы цилиндров дизелей типа B2-300.

Затем вал медленно повертывают и сторону вращения при работе до положения, соответствующего началу открытия впускного клапана. Для того чтобы определить это положение, клапан поворачивают за тарелку. Как только клапан начнет поворачиваться, замечают деление по регулировочному диску и определяют разницу между измеренным и требующимся углами опережения (до 20° по диаграмме фаз газораспределения). При этом необходимо иметь в виду, что направление вращения коленчатого вала, если смотреть со стороны маховика, будет против часовой стрелки. Деления на регулировочном диске нанесены по часовой стрелке. Следовательно, если угол начала открытия клапана окажется больше 340°, то клапан открывается поздно, если этот угол меньше 340°, то клапан открывается, наоборот, рано.

После определения угла открытия впускных клапанов первого цилиндра коленчатый вал повертывают на 360° и находят угол начала впуска шестого левого цилиндра.

Повертывая коленчатый вал в направлении вращения до тех пор, пока кулачок не перестанет нажимать на тарелку впускного клапана, определяют конец впуска в первом и тестом левых цилиндрах и определяют отклонение угла закрытия клапанов против нормы (48° после н. м. т.). Затем подсчитывают, на сколько градусов раньше или позже открываются и закрываются в среднем клапаны первого и шестого цилиндров (сумму четырех отклонений делят на 4). Если отклонение фаз больше ± 3°, то приступают к регулировке.

Для определения необходимого угла сдвига фаз указанную сумму средних отклонений делят пополам, так как начало и конец закрытия клапапа изменяются одновременно. 1

На регулировочной втулке распределительного вала впуска (см. рис. 191) нарезано 10 прямоугольных шлицев. С шестерней вала втулка соединяется посредством эвольвентных шлицев. Втулку выводят из зацепления и повертывают относительно распределительного вала на один прямоугольный шлиц, при этом смещают eе относительно шестерни на 41/10 (т. е. на 4 1/10) эвольвентного шлица.Чтобы втулка вошла в зацепление с шестерней, распределительный вал вместе с втулкой повертывают в обратную сторону на 1/10 шага эвольвентных шлицев или на 7/8° (0,88°). Следовательно, поворачивая распределительный вал на 1/10 шага эвольвентных шлицев, меняют начало открытия клапана на 0,88° х 2 = 1,76° угла поворота коленчатого вала.

Переставляя регулировочную втулку распределительного вала на 2, 3, 4 и более прямоугольных шлицев и соответственно этому поворачивая вал, изменяют углы открытия клапанов на 3,5; 5,25; 7° и т. д.

Если клапан открывается рано, то регулировочную втулку переставляют в направлении вращения распределительного вала (число шлицев в табл. 45 указано со знаком плюс). Вал для совпадения эвольвентных шлнцев повертывают против его вращения нри работе. При позднем открытии клапана втулку переставляют в направлении против вращения вала (число шлицев в табл. 45 указано со знаком минус), а вал повертывают в сторону вращения.

Таблица 45. Данные для регулировки углов начала открытия клапанов

 

Boзможное
изменение
угла начала
открытия
клапана

При раннем открытии

При позднем открытии

Число
прямо-
угольных
шлицев
втулки

Направление
поворота
распредели-
тельного вала

Число
прямо-
угольных
шлицев вала

Направление
поворота
распредели-
тельного вала

1°45'
3°30'
5°15'

8°45'
10°30'
12°15'
14°
15°45'

+1
+2
+3
+4
+5
+6
+8
+9

В сторону, обратную
 вращению при
работе до совпадения
эвольвентных
шлицев втулки
и шестерни

—1
—2
—3
—4
—5
—6
—7
—8
—9

В сторону вращення
при работе до
совпадения
эвольвентных шлицев
втулки и шестерни

Установив втулку, повторно проверяют начало открытия впускных клапанов первого левого цилиндра. Аналогично по градуированному диску проверяют углы открытия остальных впускных клапанов левого блока. Порядок регулировки цилиндров левого блока следующий: 1Л, 5Л, 3Л, 6Л, 2Л и 4Л (через 120°).

Результаты регулировки открытия и закрытия клапанов заносят в специальную регулировочную карту, которая имеется в деле дизеля.

Углы закрытия клапанов определяют так же, как и углы открытия. Если угол закрытия отклоняется от заданного по диаграмме фаз газораспределения более чем на + 3°, то его регулируют, изменяя зазор между затылком кулачка и тарелкой клапана. Однако этот зазор должен быть в пределах 2,24—2,44 мм. Кроме того, следят за тем, чтобы отклонения угла открытия клапанов соответствующего цилиндра, изменяющегося одновременно с углом закрытия, было не более ± 3°.

Закончив регулировку клапанов всех цилиндров блока, затягивают регулировочную втулку вала и застопоривают ее проволочными кольцами.

Аналогично регулируют начало и конец выпуска. Допускаются те же отклонения углов открытия и закрытия клапанов (±3°).

Проверку и регулировку клапанов правого блока двенадцати-цилиндрового дизеля начинают с шестого правого цилиндра. Для этого повертывают коленчатый вал от в. м. т. первого левого цилиндpa на 60° в сторону вращения и повторяют все операции, выполненные при регулировке левого блока. Порядок регулировки цилиндров правого блока следующий: 6П, 211, 4П, 5П, 3П и 1П.

Фазы газораспределения шестицилиндровых дизелей типа Д6 регулируют так же, исходя из допустимого среднего отклонения фаз начала и конца впуска первого и шестого цилиндров. Фазы газораспределения проверяют в порядке работы цилиндров: 1; 5; 3; 6; 2 и 4 (через 120°).

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru