Главная / Сборка дизелей / Укладка коленчатого вала

Укладка коленчатого вала

Процесс общей сборки дизелей начинают с укладки коленчатого вала. После установки и закрепления на стенде (см. рис. 5) верхний картер дизеля повертывают на 180°. Затем снимают крышки коренных подшипников, осматривают и промывают в бензине вкладыши. Постели картера и крышки подшипников протирают замшевой салфеткой. Проверенные вкладыши укладывают в свои постели согласно маркировке и смазывают маслом. Порядковый номер вкладышей должен быть обращен в сторону передачи с левой стороны дизеля. Порядковый номер 8-го вкладыша обращают к носку картера. На четыре крайние силовые шпильки, чтобы избежать повреждения шеек вала, надевают предохранительные колпачки.

С помощью захвата вал снимают с подставки и тщательно протирают замшей коренные шейки. Одновременно проверяют совпадение номеров картера, вала, шестерни и установочного кольца.

Затем коленчатый вал в сборе с шатунами укладывают на вкладыши картера, при этом проверяют зазор между выточкой картера и упорным подшипником, равный 0,16—0,60 мм.

Суммарное осевое перемещение коленчатого вала в картере должно быть 0,26—0,90 мм (осевой зазор между подшипником и буртиком вала равен 0,1—0,3 мм).

 

Для контроля осевого перемещения вала используют приспособление (рис. 225, а), представляющее собой хомут, который устанавливают на переднем конце вала. В разрезном хвостовике хомута укрепляют индикатор. Ножку прибора упирают в картер дизеля.

Соосность хвостовика коленчатого вала и картера проверяют при помощи приспособления, показанного на рис. 225, б. Корпус приспособления надевают на хвостовик вала и закрепляют отжимным болтом и фасонным рычагом. Индикатор устанавливают в отверстии корпуса приспособления и крепят болтом. При вращении вала ножка индикатора скользит по расточке в картере, и по отклонению стрелки определяют правильность установки детали.

Рис. 225. Приспособления для проверки установки вала: а — для  контроля осевого перемещения; б — для проверки соосности хвостовика вала и расточки картера.

Установив крышки коренных подшипников, производят предварительную затяжку из гаек до yпopa при помощи ключа с плечом 120 мм. Дальнейшую затяжку гаек выполняют в три приема, поворачивая гайки каждый раз на 60—70°, в порядке, указанном на рис. 226. Для дизелей B2-300 гайки шпилек восьмой опоры затягивают за второй и третий приемы, поворачивая гайки каждый раз на 60—70°. Нанесенные при растачивании вкладышей риски на шпильках и гайках должны совпадать.

На дизель B2-300 устанавливают дополнительные стяжные шпильки, связывающие крышки подшипников с приливами картера. Гайки этих шпилек затягивают от положения упора в два приема, первый раз поворачивают их на 30° и второй раз на 60°.

 

Окончив предварительную затяжку гаек, проверяют зазор зацепления конических шестерен, шестерни коленчатого вала и соединенных с ним шестерен валов верхнего картера. Этот зазор должен быть равен 0,1—0,4 мм. Разномерность зазора между зубьями пары шестерен допускается 0,15 мм.

Рис. 226. Порядок затяжки гаек шпилек коренных подшипников

Затем в обратном порядке отвертывают гайки силовых шпилек крепления крышек и вповь затягивают их на те же углы в указанной  выше последовательности. При таком порядке затяжки шпилек предупреждается деформация картера.

После затяжки подшипников проверяют плавность вращения коленчатого вала. Убедившись в плавности вращения вала, картер устанавливают в нормальное положение.

Согласно принятой схеме технологического процесса сборки после установки коленчатого вала приступают к установке поршней.

При сборке 12-цилиндрового дизеля вначале ставят поршни первого и шестого шатунов левой группы и четыре поршня шатунов правой группы. Клейма на поршне должны быть расположены в сторону передачи. Для того чтобы установить поршни, провертывают коленчатый вал и указанные шатуны левой группы приводят в верхнее положение. Поршни предварительно подогревают в электрической печи до температуры 100—120° С.

При установке деталей поршневой группы обращают внимание на маркировку «П» или «JI» (правая или левая группа).

Подобранные ранее поршневые пальцы смазывают маслом MT-16II и устанавливают в отверстия поршней и верхней головки шатуна. Далее в поршни вставляют заглушки. Они не должны выступать за цилиндрическую поверхность поршня.

После этого коленчатый вал поворачивают так, чтобы перный и шестой поршни правой группы были в верхнем положении, и устанавливают остальные шесть поршней.

Для шестицилиндровых дизелей установку поршней также начинают с первого и шестого шатунов.

Для вращения коленчатого вала применяют трещеточный ключ, при использовании такого ключа исключается повреждение шлицев вала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru