Ремонт резьб
Наиболее часто ремонтируют резьбовые отверстия, расположенные в корпусных и других дорогих деталях.
Характерные дефекты резьб следующие: ослабление посадки шпилек в гнездах корпуса, частичное смятие ниток резьбы и срыв нескольких ниток.
Шпильки с ослабленной посадкой вывертывают и гнезда проверяют резьбовыми калибрами. Если резьба изношена в допустимых пределах, то завертывают новые шпильки с более полной резьбой того же номинального диаметра и шага. Это допустимо, так как большинство тугих резьбовых соединений при сборке машины на заводе-изготовителе обеспечивается предварительной сортировкой шпилек и гнезд на группы или подбором шпилек.
При местном смятии или срыве одной-двух ниток резьбу в гнезде исправляют слесарным метчиком.
При более значительном повреждении резьбу восстанавливают одним из следующих способов:
- а) отверстие рассверливают и нарезают резьбу ремонтного размера (табл. 11);
- б) отверстие рассверливают и нарезают новую резьбу под ввертыш, в котором выполняется внутренняя резьба номинального размера;
- в) отверстие рассверливают для удаления поврежденной резьбы, заваривают, сверлят новое отверстие и нарезают резьбу номинального размера.
Таблица 11. Ремонтные размеры резьбовых отверстий корпусных деталей быстроходных дизелей
Номи- |
Ремонтный |
Диаметр |
Номи- |
Ремонтный |
Диаметр | ||
Чугун, |
Сталь, |
Чугун, |
Сталь, | ||||
M6x1,0 |
M8x1,25 |
66 |
6,7 |
1M14x1,5 |
1M16x1,5 |
14,3 |
14,4 |
При повреждении одной-двух ниток резьбы на валах их исправляют плашками.
При значительных повреждениях старую резьбу срезают на токарном станке и восстанавливают одним из следующих способов:
- а) нарезают резьбу ремонтного размера (табл. 12);
- б) нарезают резьбу номинального размера после наплавки и обточки шейки.
Таблица 12. Ремонтные размеры наружных резьб деталей быстроходных дизелей
Размер резьбы |
Диаметр шейки в мм для нарезания | ||
номинальный |
ремонтный |
плашками |
резцами |
1M12х1,25 |
1M10х1,0 |
9,95-0,1 |
10-0,1 |