Главная / Контроль деталей / Дефекты подшипников качения

Дефекты подшипников качения

В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие дефекты подшипников качения:

  1. цвета побежалости на поверхностях колец и шариков;
  2. износ беговых дорожек и шариков;
  3. износ посадочных поверхностей наружного и внутреннего колец;
  4. заедание шариков;
  5. трещины, сколы и выкрашивание металла на поверхностях колец, шариков и сепаратора;
  6. коррозия нa поверхностях деталей.

Цвета побежалости на поверхности деталей появляются при перегреве деталей вследствие повышенного трения в случае заедания. Заедание возможно из-за перекоса при установке подшипника, при недостаточной смазке и т. п.

Износ беговых дорожек и шариков вызывается наличием скольжения шариков при их качении по кольцам. В результате износа этих деталей увеличивается осевой и радиальный зазоры подшипника.

Кроме того, у шарикоподшипников дизеля изнашиваются посадочные поверхности наружных колец, входящие в неподвижную деталь, так как наружные кольца во время эксплуатации периодически повертываются.

Шарикоподшипники сначала промывают в ванне, наполненной чистым бензином, а затем подвергают тщательному осмотру при рассеянном свете с помощью луп.

При обнаружении цветов побежалости, следов износа и коррозии, а также при заедании деталей подшипник бракуют.

 

Если при наружном осмотре дефекты не обнаружены, то проверяют плавность хода подшипника. Для этого подшипник смачивают в дизельном топливе и, придерживая рукой за внутреннюю обойму, устанавливают в горизонтальное положение. Затем наружной обойме сообщают вращательное движение. Обойма должна вращаться без заметного торможения, толчков и заедания. В случае заедания обоймы подшипник повторно промывают в дизельном топливе. Если при этом дефект не устраняется, деталь окончательно бракуют.

Величину осевого зазора подшипника измеряют при помощи специального прибора (рис. 39). Подшипник устанавливают на площадку штока 2 и наружную обойму прижимают рукой к опорному кольцу 3. Под действием пружины 4 шток 2 и внутренняя обойма подшипника подаются вверх на величину осевого зазора. К стержню штока приставлена ножка индикатора 1, и по отклонению стрелки прибора определяют величину осевого зазора.

Рис. 39. Прибор для проверки осевого зазора шарикоподшипников.

Для однорядных шарикоподшипников, у которых диаметр внутренней обоймы равен 12—30 мм, осевой зазор допускается в пределах 0,2 мм.

Радиальный зазор шарикоподшипников определяют на приборе, показанном на рис. 40. Деталь устанавливают на разрезную втулку 3 и затягивают конус 4 гайкой 1. При этом втулка 3 разжимается и крепит внутреннее кольцо подшипника. Втулка 3 и конус 4 являются сменными для деталей различного размера. К наружному кольцу подшипника приставляют ножку индикатора 2, затем нажимают на наружное кольцо снизу и по отклонению стрелки индикатора определяют величину радиального зазора подшипника.

 

Для однорядных радиальных шарикоподшипников, диаметр внутреннего кольца которых равен 12—30 мм, допустимый радиальный зазор составляет 0,06 мм.

Особое внимание при осмотре подшипников уделяют выявлению коррозии. Если она имеет вид только отдельных черных пятен на наружных поверхностях колец, то деталь считается годной к дальнейшей эксплуатации. Более значительные пятна зачищают мелким наждачным полотном или бумагой, если это мероприятие не вызывает изменения характера посадки колец подшипника. Подшипники с еще большими следами коррозии бракуют, так как такой дефект нельзя устранить зачисткой.

Рис. 40. Прибор для проверки радиального зазора шарикоподшипников.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru