Главная / Обезжиривание деталей

Обезжиривание деталей

Поверхность деталей всегда бывает покрыта жировой пленкой, которая затрудняет процессы очистки, контроля и ремонта. Для того чтобы обеспечить хорошую очистку и высокое качество ремонта, необходимо полностью удалить слой жира c поверхности деталей.

Жировые вещества по их свойствам подразделяют на омыляемые и неомыляемые.

К омыляемым относятся жиры органического происхождения (растительные и животные). При действии на органические жиры щелочного раствора образуется мыло, легко растворимое в воде.

Неомыляемыми являются минеральные жиры: картерное масло, вазелин, трансформаторное масло и др. Эти жиры растворяются в керосине в бензине и не омыляются в щелочных растворах.

Для обезжиривания деталей, чтобы очистить поверхности от жировой пленки, в состав щелочных растворов добавляют эмульгаторы (мыло, жидкое стекло, клей и др.).

После промывки керосином и бензином детали могут корродировать вследствие того, что на их поверхности остаются капли минеральных солей и воды, которые служат источником коррозии. Kроме того, бензин и керосин стоят дорого и опасны в пожарном отношении. На ремонтных предприятиях бензин применяют только для мойки точных деталей (плунжерных пар, шариковых и роликовых подшипников и других подобных деталей).

Процесс удаления масляной пленки с деталей щелочными растворами, содержащими эмульгаторы, можно представить следующим образом. При действии горячим (t = 75ч÷85°С) щелочным раствором (табл. 1) масляная пленка быстро нагревается. Вследствие расширения и действия сил поверхностного натяжения пленка принимает волнистый вид и, разрываясь, образует капли, прочно удерживающиеся на поверхности детали. Образовавшиеся жировые капли обволакиваются эмульгирующими веществами, сила сцепления которых с металлом меньше, чем сила сцепления масла с металлом. Поэтому такие капли легко сбиваются с поверхности деталей струей раствора или воды.

Таблица 1. Состав щелочных растворов

Компоненты раствора

Для деталей из алюминиевых сплавов

Для деталей иа сплавов черных металлов

Номера растворов (условно)

1

2

3

4

1

2

3

Содержание компонентов в %

Каустическая сода

0,1-0,2

0,1-0,2

-

-

0,75

2,0

-

Кальцинированная сода

-

0,4

1,0

-

5,5

-

10,0

Тринатрийфосфат

-

-

-

-

1,0

5,0

-

Нитрат натрия

0,15-0,25

-

-

-

-

-

-

Жидкое стекло

-

-

-

0,15

-

3,0

-

Хозяйственное мыло

-

-

-

-

0,15

-

-

Хромник

-

-

0,05

-

-

-

0,1

Тринатрийфосфат, который вводят в состав растворов для деталей из чугуна и стали, способствует ускорению процесса обезжиривания. Хромник и нитрат натрия добавляют для того, чтобы предохранить детали от возникновения коррозии.

Обезжиренные детали желательно промывать горячей водой (t=75÷85° С).

Для обезжиривания деталей щелочными растворами применяют однокамерные, двухкамерные или трехкамерные моечные машины. В однокамерной и двухкамерной машине детали обезжириваются щелочным раствором и промываются горячей водой. В третьей камере трохкамерной машины обезжиренные и промытые горячей водой детали просушиваются.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru