Главная / Контроль деталей / Контроль коленчатого вала

Контроль коленчатого вала

Контроль коленчатого вала начинают с обнаружения трещин с помощью магнитного дефектоскопа. Если имеются трещины, то вал бракуют независимо от их размера и расположения.

В процессе эксплуатации возможны следующие дефекты коленчатого вала (рис. 37):

  1. трещины;
  2. прогиб вала более допустимого;
  3. износ коренных и шатунных шеек вала более допустимого;
  4. износпосадочных поверхностей носка вала более допустимого;
  5. износ посадочных поверхностей хвостовика вала более допустимого;
  6. износ шлицев более допустимого;
  7. повреждение резьбы.

 

Рис. 37. Коленчатый вал дизеля B2-300: Н — номинальный размер; Д — допустимый размер.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала дизеля B2-300 изнашиваются неодинаково. Большему износу подвергаются наиболее нагруженные коренные шейки (первая, четвертая и седьмая).

Шейки вала неравномерно изнашиваются по длине и по окружности (становятся конусными и овальными). Такой характер износа шеек вала объясняется неравномерным распределением нагрузки по их поверхности. Посадочные поверхности носка и хвостовика вала изнашиваются более равномерно.

Во время эксплуатации под действием нагрузки на шейки вал подвергается деформации. Остаточные деформации проявляются в нарушении соосности коренных шеек, а также в непараллельности шатунных и коренных шеек вала. Перечисленные выше дефекты вызываются и неравномерным износом шеек.

Величину и характер деформации детали определяют путем измерения биения шеек. Для этого вал укладывают на призмы на второй и восьмой коренных шейках и при помощи индикатора измеряют биение четвертой коренной шейки, носка и хвостовика. Если биение четвертой шейки превышает 0,10 мм, вал подвергают правке.

Диаметры шатунных и коренных шеек коленчатого вала проверяют при помощи браковочных скоб.

Ремонт вала требуется в том случае, когда овальность и конусность шеек превышают 0,03 мм. Вал ремонтируют, если диаметры коренных шеек составляют пе менее 93,4 мм, а шатунных 83,4 мм. После ремонта вала шейки должны иметь размеры соответственно не менее 93,0 и 83,0 мм.

Посадочные поверхности носка вала измеряют микрометром. Деталь считается годной к дальнейшей эксплуатации, если диаметры посадочных поверхностей 1 и 2 соответственно превышают 94,9 и 84,9 мм. Допустимая конусность и овальность этих поверхностей 0,03 мм. Изношенные посадочные поверхности носка восстанавливают способом хромирования, если иx диаметры не менее 94,7 и 84,7 мм. При большем износе деталь бракуют.

Износ шлицев носка коленчатого вала проверяют браковочной скобой. Минимальная ширина шлицев 7,85 мм, при большем износе деталь также бракуют.

При износе рабочих поверхностей хвостовика нарушается характер посадки деталей. Допустимый размер диаметра этих поверхностей 45, 96 и 39,96 мм. Максимально допустимая овальность 0,03 мм. Деталь может быть восстановлена хромированием, если диаметры поверхностей не менее 45,8 и 39,8 мм. Допустимая без ремонта ширина шлицев хвостовика 5,75 мм. При большем износе шлицев хвостовик заменяют новым.

Резьбу 2M72 х 3Е проверяют непроходной резьбовой пробкой. Износ и срыв более двух ниток резьбы не допускается.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru