Главная / Ремонт деталей дизеля / Клапаны впускные и выпускные

Клапаны впускные и выпускные

Впускные клапаны изготовляют из стали 20ХНФА, выпускные клапаны — из стали ЭИ107. Твердость клапанов после термической обработки HB 255—302.

 

В процессе эксплуатации клапанов (рис. 119, а, б) возникают следующие неисправности:

  1. износ и выгорание фасок;
  2. износ направляющей поверхности штока;
  3. износ и повреждение резьбы и шлицев;
  4. коррозия;
  5. трещины.

Рис. 119. Клапаны: а — впускной; б — выпускной; в — тарелка клапана; H — номинальный размер; Д — допустимый размер.

При наличии трещины, срыве более трех ниток резьбы CП2M14х1 или повреждении более трех шлицев деталь бракуют.

При срыве не более трех ниток резьбу в отверстии штока клапана исправляют метчиком. Затем подбирают тарелку клапана так, чтобы она ввертывалась в клапан с нарастающим усилием. Допускается покачивание ввернутой в клапан тарелки нe более 0,03 мм нa диаметре 43 мм. В дальнейшем детали не раскомплектовывают.

Изношенную фаску клапана восстанавливают шлифованием под углом 45°± 30'. После шлифования высота пояска должна быть не менее 0,8 мм для впускного клапана и 1,5 мм для выпускного. Биение фаски относительно цилиндрической поверхности штока допускается до 0,08 мм. Впускные клапаны контролируют также по диаметру, который должен быть более 53,3 мм; такие детали комплектуют с седлами, у которых наибольший диаметр конусов не более 52,8 мм.

Для установки клапана под углом 45° относительно шпинделя шлифовального станка применяют бабку с цанговым зажимом. В отверстии головки сварного корнуса на шарикоподшипниках вращается пустотелый шпиндель, который приводится во вращение (n = 200÷250 об/мин) от отдельного электродвигателя посредством шкива, закрепленного на шпинделе.

Шток клапана вставляют в цангу и зажимают винтом. Для шлифования рекомендуется корундовый круг, зернистостью 60—80 и твердостью CT1.

Изношенные цилиндрические направляющие поверхности штоков клапанов шлифуют под ремонтныо размеры (табл. 32).

Таблица 32. Размеры штока клапанов в мм

Клапан

Номинальный

Допустимый без ремонта

Первый ремонтный

Второй ремонтный

Впускной
Выпускной

18-0,04-0,052
18-0,06-0,072

17,938
17,918

17,8-0,040-0,062
17,8-0,050-0,070

17,6-0,040-0,062
17,6-0,050-0,070

После шлифования овальность и конусность поверхности штока допускаются не более 0,03 мм.

Шток клапана шлифуют на бесцентрово-шлифовальном станке корундовым или электрокорундовым кругом зернистостью 60—80 и твердостью C2 или GT1. Деталь уравновешивают путем ввертывания и отверстие штока грибообразного противовеса.

Применяют также хромирование штока. Перед хромированием штоки шлифуют до выведения следов износа, но до диаметра не менее 17,5 мм. Для наращивания штоков рекомендуется блестящий осадок;  диаметры хромированных штоков должны быть  равны 18,15 мм для последующей обработки до номинального размера или 17,05 и 17,75 мм при шлифовании под ремонтные размеры.

При использовании клапанов ремонтного размера применяют соответствующие втулки ремонтного размера.

Нерабочие поверхности клапана тщательно полируют; допускаются раковины от коррозии глубиной не более 0,2 мм и площадью до 1 см2.

Тарелки клапанов (рис. 119, в) изготовляют из стали 12ХП3А; рабочая торцовая поверхность цементована на глубину 0,8—1,1 мм. Твердость цементованной части HRC≥58.

У тарелки клапана наблюдаются износ и наклеп на рабочей поверхности, а также повреждение резьбы. Торцовую поверхность тарелки шлифуют корундовым кругом (зернистостью 80—100, твердостью СМ2—СМ1) на плоскошлифовальном станке. Допускается снимать цементованный слой на глубину до 0,3 мм.

Чтобы удалить риски и следы шлифовального круга, торец детали притирают на плите с пастой ГОИ. Неисправную резьбу со срывом не более трех ниток исправляют плашкой.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru